Альтруизм

...И тебя вылечат!

«Мы сделаем счастливыми всех. А тех, кто не захочет, порубим на куски и скормим акулам»

Ко мне часто приходят письма, примерно, такого содержания: «Вот Вы помогаете отдельным людям, но неужели Вам не приходило в голову помочь сразу многим»?

Или так: «Помочь человеку — это хорошо, но как помочь всему человечеству сразу?»

Или даже вот так (сам фигею): «Наступит ли когда-нибудь царство всеобщей любви и счастья?»

Правда те, кто пишет про «царство счастья», обычно, сразу же отвечают сами себе: «Да, наступит!» и принимаются дальше ожидать конец света, Страшный Суд и лафу в небесном распределителе. Но этот подтекст встречается часто.

Очень часто.

Так будет нам всем хорошо, так, чтобы всем и сразу? Или перетопчемся?

Или?…

СобакаУ попа, как известно, была собака и он ее любил, но история эта закончилась специфически. Точнее, не закончилась — поп завис в неразомкнутом цикле беспробудного графоманства.

Ситуация с попом очень напоминает то, что происходит в сферах неокрепшей психики «Борцов за всеобщее Счастье». О нет, не тем, что последние во имя этого самого счастья постоянно пытаются кого-нибудь грохнуть, используя в качестве мотивации идею о неимоверном паскудстве жертвы и ее однозначной вины в краже Карловых Кораллов у несчастного Человечества, а своим стремлением к бесконечности и абсолютной бессмысленностью.

Ничто так не раздражает, как всеобщее счастье, которое пытаются всучить вам по вторникам и пятницам с двадцатипятипроцентными сейлами. Не верите? А вы любите мясо? Сочные стейки, хрустящая корочка цыпленка табака, нежный, пахнущий вином шашлык из шейки молодого барашка с зеленым луком? Любите? Тогда попробуйте прожить хотя бы пару дней (лучше неделю) с убежденными вегетарианцами — все вопросы отпадут сами собой. Вместе с ушами, свернувшимися в трубочку от голода и высокопарных наставлений о пользе свежих овощей и котлет из капусты.

Нет, как и все люди, которым свойственно врожденное добродушие, я тоже хочу счастья для всех и, по возможности, даром. Но имеющиеся в широком ассортименте готовые модели вызывают, в лучшем случае, зевоту. В худшем — непроизвольный мат, но не будем о них.

Например, христианский Рай, который так любят изображать в своих фанфиках современные крестоносцы, получающие начавшие постепенно скудеть проценты с еще средневековых продаж Главного Бестселлера и Ветхого Бесцеллера — караул, дамы и господа! То есть, я вполне себе представляю ситуацию, когда все вокруг смеются и любят друг друга, а лев лежит рядом с ягненком. Такое можно даже увидеть вживе — поезжайте в Голландию, там все это давно легализовано.

РезервацияМожно даже создать христианский Эдем в любом отдельно взятом уголке планеты. Для этого будет вполне достаточно нанять одного ландшафтного дизайнера, двух хороших садовников, дрессировщика, нагрузить два танкера психотропными таблетками и вписать в условия проживания в новом раю обязательную для всех участников лоботомию. Когда я впервые узрел изображения будущего рая земного на развороте брошюрки Свидетелей Иеговы, то невольно восхитился — да это же мечта директора любого дурдома! Послушные, добродушные пациенты и клумбочки с фиалками — лепота!

Вообще, с моделями Рая у нас туго. Вот ад — это да, это мы запросто. Тут каждый — инженер в душе. Ад изображали на своих полотнах гениальные живописцы, Ад высекали в камне, на его различных вариациях до сих пор кормится Голливуд, Ад воспевают труженики «блэка» и «тяжелого металла». Даже в розово-сопливых песенках из той серии, что звучат на всяких конкурсах типа «Песни Года» исходящие ссылки на Ад имеют место быть.

«Оставь надежду, всяк сюда…»

Э-э-э! Стоп! Мы ж, вроде как, о Счастье-для-Всех.

Теперь пришла пора припомнить методологию, то бишь способы, которыми это самое общее счастье приходит на наши головы.

Я ненавижу тмин. Не перевариваю сам запах этой пряности. Но, как оказалось, ваш покорный слуга далеко не один такой привередливый — оказывается, людей, не любящих тмин великое множество. Никто не подвергает за это расстрелу; как говорится, на вкус и цвет…

Но когда мне было лет одиннадцать, одна из моих тетушек, обожающая готовить, а еще больше обожающая одаривать плодами своего мастерства всех вокруг пичкала меня печеньем с ненавистной приправой весьма регулярно. А потом всякий раз долго обижалась на мою реакцию — дрыгоножество, рукомашество и занимание оборонительной позиции под столом.

ЩедростьОчень часто широта души и щедрость страшнее революций и ракетных пикировок. Особенно когда Добро не с кулаками, а с тележкой, набитой всяким хламом «от щедрот».

Вот представьте себе: лежите вы в бассейне. В своем личном. Вокруг садик, птички поют, деревья зеленеют — красота! А у вас в руке запотевшая бутылочка ледяного светлого пивка, а дома ждет интересная книжка, а вечерком — хорошая компания.. Рай, как он есть. И тут к вам во дворик въезжает грузовик с дерьмом и водила кричит: «Эй, начальник, получи удобрения!» А вы ему — да не нужен мне твой навоз! Спасибо, конечно, но я ж не садовод-озеленитель! А в ответ обида, изумление — да как же это так — «не нужен?!» Да дерьмо — это ж жизнь! И — хлоп! — весь грузовик вам в бассейн.

Счастье привалило.

И навалило.

И завалило.

Смешно, да, но именно так, зачастую действуют «носители счастья», все эти восторженные пророки, благостные мученики-мазохисты (бей меня, бей, негодник! Я несу этот крест ради Добра на Земле… так, я сказал, бей, падла!) а также святые, осиянные дланью Предвечного и искусственно выпестованным синдромом Дауна.

Если натянуть до локтя резиновые перчатки и начать копаться в психике этих и им подобных, то в работе последней можно обнаружить интересную закономерность. Оказывается для того, чтобы стать «незваным мессией» (который гораздо хуже не только представителя татарской национальности, к которым автор этих строк относится весьма толерантно, но и чесотки, поноса и тараканов вместе взятых) как и для запуска ядерной реакции нужны определенные, довольно сложные условия. И первое из низ — это «не сложившаяся» жизнь.

…Всякий раз, когда наступает время очередного призыва в наши славные вооруженные силы, у граждан занимающихся социальной статистикой начинается сезонное обострение психических заболеваний. И действительно: как тут не тронутся умом, когда в военкоматах одни кришнаиты и «голубые», еще вчера бывшие простыми честными гражданами? Точно так же бывает и с «мессиями» — как только жизнь ставит вопрос ребром: а почему это ты, такой-сякой, в школе не учился, в институте филонил, маму-папу-Люсю со второго этажа не любил, а теперь плачешь, что «судьба разбилась, словно ваза»?

ФанатОбычно, в этот период судьба «пострадавшего от несправедливости Рока» двояка: он может либо прыгнуть в колодец алкоголизма (наркотиков, маньяков, шахидов) или, скрепя сердце, признать, что дело-таки было не в бобине (идиот сидел в кабине).

Но есть еще один вариант. Бывает и так, что на пути лузера появляется либо «умная» книжка, либо пара излучающих благость и дорогой одеколон хмыря в одинаковых черных костюмчиках с бейджиками «Церкви Уссурийского Выхухоля». И оказываться — ого! — что ты, брат, несчастен, потому что судьба твоя — делать счастливыми других. А процесс «осчастливливанья» в том, чтобы отстегивать братьям ежемесячную десятину, нести «Слово Выхухоля» в массы (кожаный переплет, 5.95$ за брошюру) и притаскивать в лоно счастья новых остолопов.

Второе необходимое условие для «мессианской карьеры» — тщательно скрываемая, маскируемая, заталкиваемая в самые дальние уголки подсознания ненависть ко всему человечеству. С этим можно долго спорить, но давайте пять минут подумаем спокойно и логически.

Не бывает непроходимо тупых людей. Любой человек, раз уж он дожил до возраста «за шестнадцать», обладает всеми необходимыми наборами «мозговых плагинов», необходимых для того, чтобы понимать «что есть хорошо» и «что есть хреново». Существуют также базовые социальные инстинкты, которых вполне достаточно для осознания того, что поцеловать в щечку — это приятно, а оторвать голову — как-то не очень.

А теперь задайтесь вопросом: какими душевными качествами надо обладать, дабы впихивать в глотку ближнего своего концептуально переработанное счастье, а если не лезет — забивать молотком?

ЦенностиПетя и Маша, по пяти лет отроду, разбили соседу окно мячиком. Папа Маши оставил ее без сладкого на три дня и заставил извинится перед соседом. Папа Пети раздел мальчика догола и выпорол ремнем прямо посреди двора. Спрашивается: зачем? Отвечает — как, зачем?! Воспитываю, чтобы человеком вырос, а не …. (непечатные выражения в количестве дофига). Но вот вопрос: может быть разница в степени наказания двоих детей обусловлена не тем, что папа Маши слишком мягкий человек, а тем, что папа Пети — скрытый садист-педофил?

Быть Мессией, несущим счастье Всем-На-Свете, значит иметь возможность оправдать любые свои пороки: тупость, лень, жадность. Особенно удобно все это устроено в той же религиозной пирамиде: сделал гадость — пошел, замолил, расслабился. А потом удивляются: почему это процессы над священниками-извращенцами давно встали на конвейер?

Не может быть счастья одного-для-всех. Никогда и нигде. Ни при каких обстоятельствах. Один счастлив сидя перед монитором и наблюдая за кривыми «Форекса» — и он прав. Другой счастлив переводя головоломный текст с суахили на японский — и он тоже прав. Еще один счастлив сидя на берегу озера, попыхивая «косячком» и обнимая за талию подругу, цитирующую вслух танка Басё — и он, по-своему, абсолютно прав.

А «мессии»…

Что будет, если врач, больной чумой, примется лечить ОРЗ?

Что случится, если слепой сядет за руль автобуса?

Что произойдет, если пустить козла в огород?

ЩедростьЯ точно знаю, когда наступит Большое Мировое Счастье. Когда каждый, вместо того, чтобы чтобы маяться дурью, вдруг обратит внимание на себя и двух-трех близких ему людей. И поймет, что для счастья нужно не молиться 24 часа в сутки и не сидеть на резиновом коврике, втупившись в «Ом» на стене, а поменять протекающий унитазный бачок. И узнать, почему хреново греют батареи. И перестать, наконец, читать втихаря дневник дочери. И спросить у матери, живущей через пару домов, не нужно ли ей чего?

А если уж совсем невмоготу и страсть как охота понести в мир разумное, доброе, вечное — вперед! Только сперва поступите так, как поступали настоящие первопроходцы непроторенных дорог Счастья — испытайте, для начала, на самом себе. И хорошенько протестируйте.

Лет, так, 60…