Опять забыл завести...

У каждого из нас есть весьма забавная аналитическая «приставка». Задачи этого блока можно сравнить с задачами антивирусной программы — анализировать поступающую информацию на предмет того, чего допускать не надо. При обнаружении такого зловредного «агента» устройство, по идее, должно генерировать электрический заградительный импульс на некую «ограду» внутри нашего сознания, не позволяя нам совершать предосудительных поступков. Почему «по идее»? Да потому, что совесть (речь, понятное дело, о ней) работает…ну, скажем, специфически.

Совесть,  по определению — это потребность каждого из нас отвечать за свои поступки, соблюдать собственные нравственные установки. Если таковые не соблюдаются, то мы получаем «разряд». Вроде все просто.

Некоторые из нас не могут переступить через этот барьер — не могут в принципе. Для них нарушение «внутренних заповедей» — смерти подобно. Эти люди понимают, что пойди они вразрез со своими моральными установками и  их будет ждать такой прессинг со стороны совести, что ошибку все равно придется исправлять, так что уж лучше не совершать ничего «эдакого» вообще.  Но таких людей мало. Как бы нам не хотелось верить в обратное, но факт неизменен. Таких людей — единицы.

Потратьте пару минут на то, чтобы вспомнить прошедший месяц своей жизни. Если объективно оценить совершенные поступки, то картина у большинства из нас получиться любопытная. В мелочах ли, в делах серьезных —  рано или поздно наступает такой момент, когда совесть тихо и спокойно лежит в спящем режиме, допуская такие компромиссы и поступки, которые никак нельзя назвать высокоморальными.  Совесть 90% из нас — это пистолет, который может выстрелит, а может нет. И если выстрелит, то не факт, что попадет. А если попадет, то не факт, что ранит.

Многие люди не любят обсуждать темы морали, а уж если таковые затрагиваются, то заочно выноситься негласный вердикт, что у присутствующих с совестью все в порядке. А это не так. И для того, чтобы выяснить, до какой степени это не так, далеко бегать не придется.

А теперь — сухая аналитика. Если сравнить совесть с некоей судебной инстанцией, а наши внутренние нравственные установки с Уголовным Кодексом, то достаточно будет вспомнить, что даже «буква» прописного закона имеет довольно большую юридическую гибкость. Согласно наблюдением психологов, легче всего идут на компромисс с совестью именно толерантные, дипломатичные и умеющие расположить к себе коллектив люди. Их «кодекс» либо весьма широк и имеет много «поправок», допускающих разнообразные варианты поведения в разного рода ситуациях, либо способен сам по себе меняться в зависимости от обстоятельств. Таковы наиболее удачливые бизнесмены и политики; таков Modus Vivendi доминирующих личностей и людей, имеющих большой успех у противоположного пола.

Так что же, спросит читатель — получается, что для достижения успеха в жизни необходимо уметь поступаться принципами морали? Не будем юлить вокруг да около. Скажем просто и честно — да. Чем больше ваша способность приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам, чем лучше вы умеете маневрировать в потоке чужих мнений и чем выше ваша коммуникабельность — тем проще вам произвольно «менять настройки» своего морального блока, причем первое неизбежно вытекает из второго.

Очень хорошо высказался по этому поводу один из моих клиентов, крупный бизнесмен, общение с которым и подтолкнуло меня к написанию этого поста. Почти буквально его слова звучат так: «Для человека в бизнесе, да и просто для простого успеха в жизни иметь чувствительную совесть — смерти подобно. Заглушить ее невозможно, так что приходится игнорировать.»

«…Мир на Земле и счастье для людей настанут тогда, когда мы научимся действовать одновременно по желанию, по совести и по праву». Золотые слова. Но ожидая это «прекрасное  далеко», может быть, попробовать прислушаться к своей совести хотя бы на минуту? Не бросаться спасать мир или каяться в грехах, а просто послушать? Просто ради того, чтобы вспомнить, когда вы делали это в последний раз?