Аудионаркотики

Вот так выглядит настоящий "аудионаркотик"

Мы никак не отойдем от «синдрома шаманских 90-х», намертво въевшихся нам в сознание и память. Мы, как и раньше хотим узнать свое будущее по линиям на ладони, уточнить пол нерожденных детей по отпечаткам зубов соседа и верим, что смена цвета бюстгальтера девушки сигнализирует о перемене ее настроения. Но среди плевел иногда попадаются темы,  достойные того, чтобы уделить им больше двух абзацев. Не так давно я получил два почти идентичных письма, в которых был один и тот же вопрос: правда ли, что наши музыкальные пристрастия говорят о уровне интеллекта и характере? Интересная тема. Поехали.

Сторона техническая, или принцип «Молоточек-Под-Колено»

Как музыка влияет на нас на физиологическом уровне? Спектр воздействия достаточно широк: изменение частоты сердцебиения, в некоторой степени — показателей ЭЭГ и нейронной проводимости. Музыка также вызывает проходящие «отзывы» периферической нервной системы, формируя своеобразный рефлекс; есть даже группа людей, которые физически не могут сидеть спокойно при звуках музыки, особенно ритмичной танцевальной

Гитара, пламя

Чтобы сразу отмести возможные упреки в том, что «нираскрыта тема аудионаркотиков», замечу, что влияние цифровых аудиостимуляторов основано на действии синхронизированных  бинуарных ритмов, к музыке отношения не имеет и изучено недостаточно хорошо. Так что вернемся к нашим роялям.

Спокойная или просто легкая, ненавязчивая музыка переключает тумблеры нашего организма в режим «бездумное расслабление», способствующее снятию бытового стресса. Тяжелая, ритмичная, громкая музыка подхлестывает ЦНС, заставляя сердце «набирать обороты», вызывая выброс в кровь больших порций гормонов-стимуляторов, вводя нас в состояние «управляемого стресса», как при катании на «американских горках» или прыжке с «тарзанки». Тем самым извечный и непримиримый спор фанатов музыки формата «поппури» (или же, поросту, «попсы») и адептов тяжелого рока,  металла и тому подобных направлений с точки зрения физиологии сводиться к очень простому уравнению: первые ищут релакса, а вторые — экстрима, адреналинового удара, вызываемого элементарной психофизиологической реакцией на звуко-волны. И всего-то.

Но даже эта простая разница уже дает представление о характере человека, отдающего предпочтение тому или иному музыкальному стилю. Люди, предпочитающие спокойную музыку и в жизни, как правило, не отличаются агрессивностью или непоседливостью, в то время как фанаты музыки тяжелой в массе своей незакомплексованы и способны на непредсказуемые, «сумашедшие» поступки, являясь, по сути, личностями эксцентричными в положительном смысле этого слова.

«Состав: 60% Бетховена и 40% Хетфилда. Калорийность….»

Как наши музыкальные пристрастия соотносятся с нашим интеллектом? Если говорить исключительно о музыке, то никак. Ваша любовь к роялю или органу не сделает вас интеллектуалом (хотя, возможно, и позиционирует таким образом), равно как страсть к музыке «тяжелых» направлений никоим образом не говорит о вашей умственной недостаточности. Далее — несмотря на данные «научных исследований», якобы утверждающих, что длительное прослушивание рок-музыки вызывает снижение умственных способностей, все подобные утверждения — полная чушь. Абсолютно никакой угрозы нашему IQ «тяж» не представляет. Другое дело, что музыка, в случае ее прослушивания в течении долгого времени, вызывает утомление нервной системы, главным образом, центральной, и, как следствие, временное снижение «умственной трудоспособности», но это касается любой музыки.  Даже детских песенок про кузнечика.

Скрипичный ключ

И все бы было ничего, если бы мы могли рассуждать о музыке, как таковой. Нет, конечно можно ограничиться просто описанием воздействия акустических колебаний на среднего представителя вида  Homo Sapiens, но тогда тема точно была бы «нираскрыта». Потому что в жизни мы крайне редко сталкиваемся с музыкой без смыслового наполнения. Попросту говоря — без текста.

Музыка, которую мы слушаем, имеет, помимо «звукового состава» еще и «калорийность», выражающуюся в смысловой прослойке слов песни, так называемую «художественность». И вот тут уже можно осторожно утверждать о соотношении «интеллект-музыка», потому как сложные, требующие работы ассоциативного мышления тексты, имеющие несколько смысловых слоев ориентированы на слушателя, имеющего определенный культурный и интеллектуальный уровень развития, как правило, выше среднего.

Вообще тема восприятия художественных явлений весьма неоднозначна и неблагодарна сама по себе, иначе человечество не держало бы на постоянном пайке такое количество критиков. Но одно можно сказать с уверенностью — чем больше культурных явлений может воспринять и «переварить» человек, тем выше его «психическая планка», тем богаче его эмоциональная жизнь, тем шире «поле», на котором может играть его сознание. Еще один немаловажный фактор: человек, чей уровень развития позволяет воспринимать большое количество разнокачественной информации и культурных явлений способен получать удовольствие гораздо чаще, проще и эффективнее, чем более «зашоренные» личности. Сознание такого потребителя можно сравнить с научно-фантастической батареей ядерного синтеза, вырабатывающей энергию из чего угодно.

музыка

Смело закачивайте на плеер любимую музыку и включайте его каждый раз, выходя на улицу. «Звуковой барьер» между шумным городом и вами — отличная и очень полезная вещь, которая позволит вам сохранить очень много нервных клеток и душевное спокойствие. И никогда не стесняйтесь своих музыкальных пристрастий, ограничивая себя в угоду «законам» какой-либо из «контркультурных» ячеек. Музыка — прекрасное явление, отражение нашего «Я» в зеркалах мира. А от мира надо брать все, что можешь.

Так что слушайте то, что вам нравиться. И помните — самый глупый спор — это спор о вкусах.